Обсуждение проекта ФЗ, касающегося ЧОП

separatorПроект нового Федерального закона

separator

Мнение профессионала

 

Правительство РФ вынесло на обсуждение проект нового Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Попробуем разобраться, какие перемены ожидают каждое частное охранное предприятие и как они могут сказаться на дальнейшей работе охранных структур.

Согласно этому законопроекту государство, представляемое МВД РФ может осуществлять регулирующее влияние на деятельность частных охранных структур, используя лицензирование и контролируя оборот оружия. Прочих рычагов воздействия на ЧОП у властей нет.

В соответствии с этим проектом закона планируется повысить уровень взаимоотношений с правоохранительными органами, усилить роль охранных компаний в сфере обеспечения правопорядка, в первую очередь на территории, которая относится к сфере оказания услуг ЧОП. В то же время, частных детективов планируется привлекать к мероприятиям, связанным с предупреждением и раскрытием преступлений, а также для пресечения попыток совершения административных преступлений.

В последнее время участились случаи нарушения конституционных прав и свобод населения, гражданами, которые занимают должность администраторов и контролеров, которых администрация торговых центров привлекает для наблюдения за сохранностью своей собственности, расположенной на территории, занимаемой торговой сетью. В связи с этим законопроект предусматривает введение новой категории сотрудников охранных структур — контролер-наблюдатель.

Благодаря этому нововведению планируется вывести на новый уровень ответственность юридического лица за действия, которые совершают сотрудники, относящиеся к данной категории. А это в свою очередь позволит навести порядок в данной области деятельности. Также в законопроекте установлен ряд требований к ЧОП, которые оказывают услуги государственным и муниципальным структурам.

Создатели этого проекта закона предложили внести дополнения в ст.1.1 Закона РФ от 11 марта 1992 года № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» (далее – ЧДОД). А именно, добавить в нее пункт 9, в котором говорится, что, к категории «контролера-наблюдателя» относятся сотрудники частных охранных структур, которые не имеют статуса частного охранника, которые прошли профподготовку по специальности контролер-наблюдатель. В их обязанность входит только визуальный контроль (наблюдение) за всеми, кто находится на объекте, в процессе которого могут использоваться и технические средства охраны. В соответствии со стандартами нового закона, ЧОПы не имеют право реагировать на информацию, которая поступает с техсредств, которые не являются собственностью владельца объекта или самого охранного предприятия. Дополнения коснулись и пункта б) ст. 11, а именно «Осуществление визуального контроля (наблюдения), в том числе с использованием технических средств охраны, за лицами, находящимися на объекте охраны и прилегающей территории, с целью обеспечения сохранности имущества, возлагается на контролёров-наблюдателей, которые не вправе осуществлять иную охранную деятельность, и (или) частных охранников». Перечень требований к ЧОО, которые предоставляют услуги государственным и муниципальным структурам, устанавливает Правительство РФ.

Еще один нюанс, имеющий непосредственную взаимосвязь с вопросами обучения. Ряд участников обсуждений, проводившихся на различных форумах, высказали идею, что обучать контролеров можно на базе самих ЧОП в соответствии с разработанными методическими программами. Если руководитель охранной структуры имеет высшее юридическое образование, то в этом случае вообще проблем не будет.

Однако в ст.9, обсуждаемого проекта закона, прописывается, что сотрудники ЧОП, относящиеся к данной категории, должны проходить профобучение, чтобы иметь право работать контролером-наблюдателем. А осуществлением соответствующего учебного процесса могут заниматься только образовательные учреждения дополнительного профобразования, у которых есть лицензия на этот вид деятельности, позволяющая обучать работников ЧОП. Разработчиками этого законопроекта указывается, что более конкретная проработка всех нюансов, связанных с обучением контролеров на местах, будет проведена во время формирования подзаконных актов.

Также законопроект предлагает следующую редакцию четвертой части: «В порядке, установленном Правительством Российской Федерации, организации, осуществляющие частную охранную деятельность, оказывают содействие правоохранительным органам в обеспечении правопорядка, в том числе в местах оказания охранных услуг и на прилегающих к ним территориях, а частные детективы оказывают содействие правоохранительным органам в предупреждении и раскрытии преступлений, предупреждении и пресечении административных правонарушений». Таким образом предусматривается, что каждое частное охранное предприятие обязано оказывать содействие полиции, обеспечивая охрану правопорядка не только на территории, которая относится к охраняемому объекту, но и в других местах.

В то же время Законом о ЧДОД предусмотрено, что охранники имеют право

применять физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие только в строго регламентированных ситуациях. Все они прописаны в тексте статей 16,17 и 18 Закона о ЧДОД. В перечне отсутствует содействие правоохранителям в сфере обеспечения правопорядка.

Закон о ЧДОД гласит, что у охранников есть право применять физическую силу, спецсредства и оружие вне пределов объектов, которые находятся под их охраной, лишь в том случае, если это требуется что бы отразить нападение, которое несет угрозу их здоровью или жизни. В любой другой ситуации такие действия будут противоправными, а охранникам может грозить административная или уголовная ответственность.

В данном случае, устанавливаемая новым законопроектом для ЧОП обязанность содействовать правоохранительным органам в сфере обеспечении правопорядка на территории, где они оказывают охранные услуги и в других местах, базируется на статье 10 ФЗ «О полиции». В соответствии с нормами этого закона полиции предоставлено право в процессе выполнения своих обязанностей привлекать объединения и организации в соответствии с порядком, утвержденным в законодательстве РФ. Этот же документ указывает, что ЧОП обязаны предоставлять свою помощь полицейским, выполняющим возложенные на них обязанности.

Изменения коснутся и правового статуса Руководителя частных охранных организаций. А именно, в новой трактовке статьи 15.1 части 7 больше нет пункта: «Обязательным требованием является наличие у руководителя частной охранной организации удостоверения частного охранника».

Изменения затронули и ряд статей ФЗ «О полиции», принятого 07.02.2011 года. В частности, из текста ст12, ч 1, п 23 убрана фраза «принимать квалификационные экзамены у частных охранников и лиц, претендующих на получение удостоверения частного охранника». В пункте 24 фраза «частных детективов, частных охранников» дополнена текстом «контролёров-наблюдателей». То же самое касается и статьи 13 пункта 24 части 1.

То есть, можно говорить о проблеме, не теряющей актуальности уже многие годы. Большинство из участвующих в обсуждении законопроекта, считают, что нововведение позволит придать официальный статус большому количеству сотрудников, которые фактически и так являются контролерами, наблюдателями, однако без получения статуса частного охранника не могут устроиться на работу. Сюда можно отнести пенсионеров, студентов, инвалидов, которые по ряду причин (отсутствие финансовых возможностей, времени, несоответствие медицинским требованиям или просто невозможность сдать установленные нормативы) просто не в состоянии получить статус охранника. Но ведь не в каждом случае есть потребность в работниках охраны, имеющих специальные навыки и обученных пользоваться специальными средствами и оружием.

Определенным категориям работников ЧОП такой статус контролера-наблюдателя действительно необходим. Ведь они не контактируют непосредственно с людьми. А в навыках обращения со спецсредствами и оружием некоторым из них, к примеру операторам пультов централизованного наблюдения или охранникам в больницах и детских садах, тем более нет потребности. Сейчас эти люди обязаны получать категорию охранника четвертого разряда, которая им вообще не нужна, и каждый год проходить проверку профпригодность, предусматривающую умение обращаться с оружием и спецсредствами, которые даже не выдают им по причине ненужности. В связи со всем вышесказанным, сложившееся в наши дни положение, можно назвать абсурдным.

Большинство экспертов положительно оценивают идею ввести категорию «контролера-наблюдателя» и горячо поддержали ее в процессе обсуждения.

Планируется, что новый закон вступит в силу в декабре этого года.

separator