Помочь детям научиться жить

separatorШкольник с оружием

separator

Что необходимо, чтобы школы стали безопасными для учеников?

 

За последнее время во многих городах России были зафиксированы случаи, когда дети приносили в школу оружие. В некоторых ситуациях не обошлось без жертв. В качестве основных причин этого специалисты называют агрессивную среду, недостаток внимания со стороны взрослых, отсутствие контроля за информацией, которую ученики черпают из Интернета. Кроме того, ответственные лица учебных заведений иногда совершенно халатно относятся к такому вопросу, как безопасность учащихся.

В целях устранения этой проблемы аппаратом Уполномоченного по правам ребенка А. Кузнецовой, Минобрнауки, Минздравом, Следственным комитетом, Генпрокуратурой и МВД РФ разработана специальная "дорожная карта".

По мнению детского омбудсмена, школе приходится первой столкнуться с появляющимися угрозами. Поэтому цель предложенных мероприятий – помочь учебным организациям достойно противостоять им. В первую очередь предлагается пересмотреть роль классного руководителя. В настоящее время педагоги вынуждены заниматься составлением множества отчетов, что значительно уменьшает время непосредственного общения с детьми.

А. Кузнецова считает, что необходима разработка новых методических рекомендаций для классных руководителей. Педагоги должны точно знать, как правильно действовать, а не надеяться на свою интуицию. Кроме того, важно наличие достойной оплаты труда учителей. По мнению Кузнецовой необходимо более активно развивать в школах институт наставников и ввести практику "внутришкольного учета". Также должен быть создан уполномоченный орган, в задачи которого входил бы мониторинг соцсетей.

На первый план следует вывести профилактическую работу с подростками. Сейчас данные функции возложены одновременно на несколько ведомств: школьных психологов и педагогов, сотрудников комиссии по делам несовершеннолетних, органы опеки и попечительства. Наличие множества "нянек" и отсутствие личной ответственности приводит к тому, что в реальности, как говорится в пословице, «дитя без глазу». При этом главная опасность состоит в том, что большинство из них подходит к исполнению возложенных на них обязанностей формально.

По словам Марины Зайцевой, представителя Генпрокуратуры РФ, масштабная проверка, проведенная в школах, позволила выявить свыше 40 000 нарушений. Самым распространенным из них является неисполнение Федерального закона ФЗ N 120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». Далее следуют нарушения, имеющие отношения к обеспечению противотеррористической и противопожарной защиты учащихся.

Еще одной серьезной проблемой является замалчивание с администрацией образовательных учреждений проступков учащихся. Они не знают, как пресечь случаи физического либо морального насилия. И начинают принимать меры лишь когда ситуация становится критической. А многие факты становятся известны лишь после того как совершено серьезное преступление.

Повлиять на ситуацию можно было бы, усилив работу педагогов-психологов. Однако в школах таких специалистов не хватает катастрофически, особенно, когда речь идет об образовательных организациях, расположенных небольших населенных пунктах. Желающих работать за 6 000 рублей в месяц довольно мало.

Начальник ГУОООП МВД РФ Юрий Валяев сообщил, что согласно статистике каждый день совершается примерно 40 преступлений в отношении детей. По его словам, информация о людях из группы риска поступает нерегулярно и несвоевременно. Ведомство неоднократно обращалось к Минздраву с просьбой предоставлять сведения о детях и родителях, страдающих от алкогольной или наркотической зависимости. Однако на данный момент взаимодействие налажено слабо.

Игорь Комисаров, старший помощник председателя СК РФ особо акцентирует внимание на том, что превращать образовательные организации в режимные объекты за высоким забором не следует. Это не поможет усилить безопасность учеников, так как большинство преступлений совершается подростками не на территории школы, а неподалеку от нее. С его точки зрения, важно помочь детям научиться жить. И тогда они будут решать свои проблемы, не прибегая к оружию.

separator