Наказание за незаконную охранную деятельность

separatorРуководство Росгвардии

separator

Руководство Росгвардии выступило с инициативой

 

К большому сожалению, количество псевдоохранных структур на территории России увеличивается с каждым годом. Не редкостью являются случаи, когда обязанности охранников в торговых центрах и супермаркетах выполняют люди, которые не имеют малейшего представления о работе охранных структур. По этой причине представители Росгвардии внесли предложение о необходимости увеличить сумму штрафа для администраторов, контролеров торговых залов, вахтеров и сторожей, которые приняты на работу с нарушением трудового законодательства. Проект данного законодательного акта уже полностью готов.

 

САВОК и охранник – в чем разница?

 

Термин САВОК является аббревиатурой, которую используют профессиональные сотрудники ЧОП, когда речь идет о сторожах, администраторах, вахтерах, операторах и контролерах, которые по существу не имеют к охранным структурам никакого отношения.

Согласно требованиям законодательства РФ о частной охранной деятельности, охранные предприятия обязаны иметь лицензию, а также полностью соответствовать целому ряду требований. С этой целью, руководство ЧОП уделяет большое внимание и вкладывает значительные средства в подготовку и обучение своих сотрудников. Систематически выделяются большие суммы на приобретение необходимого для эффективной работы оборудования и снаряжения.

Ежегодно каждый работник охранного предприятия проходит повторный экзамен, в ходе которого проверяется уровень его профессиональной подготовки. Кроме того, все охранники обязаны проходить медицинское обследование. К обычным вахтерам и сторожам подобных требований не предъявляют. По этой причине финансовые затраты на таких работников мизерные. Непрофессионализм подобного персонала становится благоприятной почвой для избиений, попыток хищений и других противоправных действий. К большому сожалению, в России число нелицензионных охранных фирм стремительно растет.

В Росгвардии считают, что используемые на данный момент методы прекращения подобной деятельности, не дают желаемого результата и в виду этого предлагают усилить санкции ст. 20.16 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

По этому поводу высказал свое мнение официальный представитель Росгвардии Валерий Грибакин. Он считает, что сейчас зачастую охрана различных объектов доверяется гражданам, которые не имеют никакого отношения к частным охранным структурам. Они выполняют свои обязанности, не имея соответствующих знаний и навыков, необходимых при возникновении нештатных ситуаций. Чиновник отметил, что они не обеспечены в полной мере техническими средствами и снаряжением, которые позволяют организовать эффективную охрану доверенного им объекта. Далее было озвучено, что новый законодательный проект предоставит возможность пресечь деятельность непрофессиональных охранных структур и повысить за счет этого уровень защищенности объектов.

Заместитель председателя Комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Анатолий Выборный привел следующие данные. На текущий момент на территории страны прошли регистрацию свыше 24 тысяч ЧОП с общей численностью сотрудников превышающей миллион человек. При этом количество структур, которые занимаются охраной торговых точек, больниц, клубов и пр. не поддается учету. По фактическому состоянию дел они являются теневыми организациями. Внедрение в юридическую практику нового закона позволит позитивно повлиять на сложившуюся обстановку. Если желаемого результата достичь не удастся, придется рассматривать вопрос о применении уголовной ответственности.

 

Старые и новые штрафы

 

В Росгвардии считают, что главной причиной регулярного нарушения законодательства в этой области является низкий уровень штрафов. Поэтому было предложено за «незаконное осуществление частной охранной деятельности» повысить размер наказания для физических лиц с 1,5-2,5 тысячи рублей до 2,5-5 тысяч, для юридических с 20-30 тысяч до 30-60 тысяч рублей.

Помимо этого, внести в ст. 20.16 КоАП дополнение, которое предусматривает введение квалифицированного состава за повторное совершение административного правонарушения. Если редакция законодательного акта будет принята, то для обычных граждан сумма штрафа будет установлена в пределах от 2,5 тысяч рублей до 5 тысяч либо принудительные работы сроком от 100 до 200 часов. Наказание для юридических лиц будет предусматривать штраф от 50 до 100 тысяч рублей или запрет на деятельность длительностью до 90 суток, а для чиновников - дисквалификацию на три года.

Председатель Экспертного совета по безопасности и взаимоотношениям граждан с правоохранительными ведомствами Антон Цветков считает, что положение дел в сфере охранных услуг требует немедленного наведения порядка. По этой причине Росгвардии следует предоставить необходимые для этого полномочия. Ужесточение штрафных мер должно охладить пыл псевдоохранников.

Цветков добавил, что для охранных структур характерной является проблема демпинга.  В процессе торгов на заключение контрактов на охрану государственных и муниципальных организаций решающим фактором является стоимость услуги. Такие показатели, как профессиональный уровень сотрудников, степень оснащенности техническими и специальными средствами, качество предлагаемых услуг отодвигаются на второй план. Победа достается тому, кто просит оплату в меньшем размере.

Главный эксперт сделал вывод, что торги должны проводиться в полном соответствии с требованиями законодательства и основываться на расценках, которые позволят охраннику получать соответствующую зарплату. В противном случае, охранные мероприятия будут фиктивными.

 

Особенности работы охранника

 

Практика показала, что в процессе выполнения служебных обязанностей, сотрудники ЧОП оказываются в ситуациях, которые требуют от них четких и выверенных действий. Слабое знание своих прав и обязанностей, а также недостаток опыта в работе приводят к тому, что охранник допускает ошибки. В качестве примера приведем наиболее характерные ситуации:

  • Пребывая на смене, охранник должен быть одет в форму и иметь при себе удостоверение и бейджик. Нарушение любого из этих требований расценивается как административное правонарушение.
  • При наличии пропускного режима, охранник обязан проверять документы и выполнять осмотр. Досмотр человека и его вещей запрещен.
  • Сотрудники ЧОП не имеют права требовать от гражданина предъявить паспорт, тем более, переписывать его реквизиты.
  • Согласно закону «О частной детективной и охранной деятельности в РФ» допускается задержание правонарушителя на территории объекта и передача его сотрудникам полиции. Само задержание должно иметь достаточно веские основания. Самостоятельная доставка подозреваемого в ОВД запрещена. Передача задержанного должна происходить на охраняемом объекте.

 

Особенности работы контролера

 

  • Постоянный мониторинг обстановки в районе касс и контроль над работой кассира.
  • Наблюдение за потоком посетителей с целью препятствования проходу лиц, находящихся в состоянии опьянения или имеющих неподобающий вид.
  • Наблюдение за действиями персонала и предотвращение хищений.
  • Контролер не имеет права на обыск и досмотр, но может предложить подозреваемому в хищении продемонстрировать содержимое клади.
  • Проверка содержимого карманов или сумок допускается только по согласию посетителя магазина. При этом контролер не принимает в этом личного участия (подозреваемый делает это самостоятельно).
  • Подобные действия допускаются исключительно в присутствии свидетелей с обязательным оформлением протокола сотрудником полиции.
  • Если подозреваемый в краже не дает согласия на досмотр, вызываются сотрудники правоохранительных органов. В этом случае, принудительное удержание возможного злоумышленника противозаконно.

separator