Права и обязанности школьного охранника

separatorШкольный охранник

separator

Современная школа

 

Те из нас, кто учился в школе много лет назад, хорошо помнят, что задачи по обеспечению правопорядка эффективно решала уборщица, оснащенная веником, шваброй и влажной тряпкой. В наши дни наличие в учебных заведениях службы охраны стало обыденным явлением, продиктованным суровой действительностью.

При этом возникает ряд вопросов: Какие полномочия предоставлены охраннику законодательством? Может ли он досматривать портфели и ранцы? Разрешается ли применение силы по отношению к учащемуся? Следует также определить, какие меры могут предусматриваться в процессе организации безопасности учебного процесса?

Рассмотрим наиболее типичные ситуации, которые характерны для современной школы.

 

Ситуация 1. На входе в учебный корпус охранник досматривает сумки и портфели

 

Досмотр при входе рюкзаков и портфелей предусмотрен законодательством в том случае, когда он выполняется в присутствии учащегося. Закон об охранной деятельности предоставляет сотрудникам ЧОП право на осмотр всего вносимого или выносимого с охраняемого объекта имущества. В нашем случае речь идет о школе. В нормативно-правовой документации оговаривается, что подобная мера безопасности допустима при наличии в учебном заведении пропускного режима и с обязательным присутствием школьника, которому принадлежит сумка (портфель).

Досмотр может происходить исключительно во время входа или выхода. Других ситуаций, позволяющих проверять содержимое ранцев, закон не предусматривает. Любые иные попытки досмотра будут противозаконными даже в том случае, если в школе произошла кража. Розыск похищенного осуществляется в рамках специальной процедуры и исключительно сотрудниками правоохранительных органов.

 

Ситуация 2. Сотрудник ЧОП угрожает школьнику применением физической силы

 

Российское законодательство допускает применение физической силы или угрозу ее применения только в двух исключительных случаях. В Законе об охранной деятельности говорится, что физическая сила (а также спецсредства и огнестрельное оружие) могут применяться по отношению к несовершеннолетним (когда их возраст заранее известен или очевиден) если:

  • С их стороны имеет место вооруженное сопротивление.
  • Несовершеннолетние совершают групповое либо иное нападение, представляющее угрозу жизни и здоровью охранника либо несущее урон охраняемому имуществу.

На этом перечень ситуаций допускающих применение физической силы (не говоря уже о спецсредствах и оружии) исчерпывается. Следует помнить, что даже в названых случаях немедленное применение силы, спецсредств или оружия недопустимо. Охранник обязан поставить в известность нападающих о своих намерениях и дать им время необходимое для прекращения противоправных действий.

От этого правила можно отступить только тогда, когда быстрота и решительность позволят охраннику сохранить свою жизнь, здоровье или предотвратить необратимые тяжкие последствия. Но даже в этом случае сотрудник ЧОП обязан учитывать специфику угрозы и возраст нападающих, чтобы в процессе ликвидации опасности минимизировать наносимый малолетним преступникам ущерб. К огромному сожалению, статистика и анализ происходящих в учебных заведениях правонарушений подтверждают, что вооруженное или групповое нападение несовершеннолетних в наши дни вполне реальны.

Что же касается других правонарушений: грубость, нарушение дисциплины или распорядка дня, отказ выполнить некие требования, то они не являются поводом для применения физической силы или угроз со стороны охранника.

 

Ситуация 3. Охранник не пускает в школу родителей ученика

 

Как правило, такие действия правомерны. Нормативно-правовая база не предоставляет родителям право беспрепятственно входить в учебное заведение. В данной ситуации следует выполнять требования устава школы и правил внутреннего распорядка, которые распространяются и на близких родственников учащегося. Именно в этих документах четко оговорена процедура посещения школы родителями, общение с администрацией, учителями, классными руководителями, протокол контроля над деятельностью педагогов, организацией учебного процесса и качеством питания.

Если внутренние документы не предусматривают свободное посещение родственниками учебного заведения, то предъявлять претензии к охраннику, четко выполняющему свои обязанности, нет никаких оснований. В противном случае реакция сотрудника ЧОП противоречит действующему законодательству, а претензии родителей следует считать вполне обоснованными.

Необходимо отметить тот факт, что внутренняя документация учебного заведения составляется с учетом позиции родителей, которая определяется во время общешкольных собраний либо в процессе работы родительского совета. Это позволяет им участвовать в разработке, в том числе и правил посещения школы. Поэтому в первую очередь следует изучить документы регламентирующие порядок посещения учебного заведения. Если существующие правила не соответствуют современным реалиям, предусмотрена возможность пересмотра и корректирования устава школы и правил внутреннего распорядка.

Рассмотренные нами ситуации относятся к числу наиболее характерных моментов связанных с функционированием службы охраны в рамках учебных заведений. Большинство противоречий основано на том, что родителей радует безопасность детей, но в тоже время вызывает недовольство факт ряда ограничений, вызванных мерами, реализуемыми в целях защиты учащихся.

separator